Российский микрозаемщик — кто он и зачем ему деньги?

Российский рынок микрокредитования продолжает развиваться. К началу 2019 года рост объема средств, выданных микрофинансовыми организациями (МФО) и микрокредитными компаниями (МКК), наблюдается более чем в 80 регионах страны. Среди лидеров — Москва и Санкт-Петербург.

С каждым годом все больше граждан обращается за микрозаймами. Кто эти люди? И на какие цели они берут деньги?

Примерный портрет заемщика

В начале 2019 года представители СРО «МиР», объединяющей участников рынка микрокредитования, сказали, что представить усредненного клиента МФО и МКК проблематично. Они разные. Но некоторые компании считают, что говорить о среднестатистическом заемщике, все же, можно. Чаще всего это квалифицированный специалист, возраст которого — от 28 до 35 лет. Он состоит в официально зарегистрированном или гражданском браке. Как правило, у него есть дети. Деньги взаймы чаще берут мужчины, чем женщины.

Когда микрокредитные организации начали осваивать интернет, их клиентура стала расширяться за счет тех, кто привык пользоваться онлайн-услугами. Это и фрилансеры, и даже люди, которых можно уверенно отнести к среднему классу.

Микрокредитование ориентировано, в первую очередь, на частных лиц. Конечно, есть организации, выдающие микрозаймы мелкому и среднему бизнесу. Но эта сфера в России пока что не очень развита.

Зачем заемщику деньги?

У разных людей — разные потребности. Разные причины вынуждают их обращаться за микрозаймами. Но можно с уверенностью утверждать, что примерно треть заемщиков пользуется услугами микрокредитных организаций из-за того, что работодатель не выплачивает им зарплату.

Также за деньгами обращаются те, кому надо взять сравнительно небольшую сумму до зарплаты. 

Многие компании отмечают, что интерес к микрозаймам заметно увеличивается перед новогодними праздниками. В это время никак не обойтись без подарков, но далеко не у каждого россиянина достаточно свободных денег на недешевые вещи.

Почему бы не пойти в банк?

Нередко возникает вопрос, почему люди, о которых шла речь выше, обращаются именно в МФО и МКК. Почему бы не пойти в банк? На самом деле, хотя все эти организации и делают одно и то же дело — выдают кредиты, работают они, все же, не на одном и том же поле.

Микрозаймы потому и «микро», что, как правило, они сравнительно небольшие. Несколько тысяч рублей. Банки предпочитают не выдавать кредиты такого размера. К том же многие клиенты микрокредитных организаций хотят получить деньги как можно быстрее, но банки не могут предоставить им такой возможности. Они тратят несколько рабочих дней на проверку кредитной истории и другой информации, а для кого-то эти несколько дней критичны, и деньги им нужны, как говорится, еще вчера.

Есть и те, кто не имеет возможности предоставить справку о доходе с места работы. Это, например, фрилансеры, которые не зарегистрировались как индивидуальные предприниматели и пока что не могут работать на условиях самозанятости.

И, конечно, за микрозаймами обращаются люди с плохой кредитной историей.

Из всего, что сказано выше, можно сделать следующий вывод. У российского рынка микрокредитования есть большой потенциал развития. Он стал более цивилизованным, на нем появилось достаточно много добросовестных игроков. Основными потребителями услуг МФО и МКК являются люди в возрасте 30 лет или немного старше, образованные, являющиеся квалифицированными специалистами, но по различным причинам не желающие обращаться за финансовой поддержкой к традиционным банкам.

Рейтинг пользователей для данного продукта
star
star
star
star
star
5
- Solva.ru
174 голоса